Алхасова Джансият Изамутдиновна, воспитатель МДОУ "Детский сад "Огонек"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ».Ф.И.О. педагога: Алхасова Джансият Изамутдиновна Дошкольная организация: МДОУ «Огонек» Должность: воспитатель Тема: «В лес за грибами». (Познавательное развитие, речевое развитие) Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Цель: уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка); учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам; закреплять знание строения грибов и правил их сбора. Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя. – Кто из вас был в лесу? – Что можно делать в лесу? – А вы хотите сейчас очутиться в лесу? – Закройте глазки… Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза. – Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит старичок-Лесовичок. – Почему ты плачешь? – Меня заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый , забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах. Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя! – Хотите помочь Лесовичку вспомнить всё о грибах и заготовить на зиму съедобные грибы? – Сможете?
2. Актуализация знаний Дидактические задачи: актуализировать знания детей о правилах сбора грибов, строении гриба. Дети подходят к столу с карточками, на которых изображены картинки правильного и не правильного сбора грибов. Воспитатель рассказывает, что сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Далее предлагает выбрать карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы. Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель, дополнительно, даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке. Пример объяснения: 1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес; 2. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой; 3. Не собирать грибы у проезжей части (дороги); 4. Не срывать старые и очень маленькие грибы. 5. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу. Мы повторили правила сбора грибов и можем вместе с Лесовичком войти в лес. Пальчиковая гимнастика «Грибы» Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками в воздухе перед собой.)
Этот пальчик гриб нашел,
Воспитатель приглашает детей подойти к своим столам и сложить грибочки для старичка-Лесовичка. На столах, для каждого ребёнка, лежат 2 ножки и 2 шляпки. Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка. – Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?
3. Затруднение в ситуации Дидактические задачи: 1) создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов; 2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. – Вы помните, что старичок-Лесовичок хочет насушить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.) – Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки? Выслушиваются все ответы детей, среди которых могут быть противоречивые версии. – Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.) – Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.)
4. «Открытие» нового знания Дидактические задачи: 1) учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам; 2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. – Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...) – Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, которые написаны в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и наполнить лес грибами для старичка-Лесовичка. Воспитатель загадывает загадки. Заколдованный старичок-Лесовичок даёт неправильные ответы. Дети называют грибы по описанию, а воспитатель проговаривает, где растёт этот гриб, как он выглядит, съедобный он или нет. Грибы после отгадки ставятся на пол среди макетов деревьев (можно предложить отгадавшим загадку детям, поставить грибок). В процессе отгадывания загадок воспитатель хвалит детей. 1. Лучший гриб для сушки:
Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого- желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. на изломе белый, так он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами. 2. Полюбуйтесь-ка друзья! Под березой вырос я. И всегда лишь под березой Сможете найти меня. (Подберёзовик) Подберёзовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
3. В красной шляпке, словно гном, Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик) Подосиновик с красной шляпой, ножка высокая. Подберёзовик и подосиновик похожи. Серьёзное отличие в том, что подосиновик на изломе синеет, а подберёзовик нет.
4. На пеньке сидят братишки
Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать. 5. Ходят в рыженьких беретах
Лисички - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Растут семьями-кругами. 6. Шляпа темная с полями, Мох под ножкой кружевами. Самый главный гриб лесной Как на троне под сосной! Шоколадно – бурый гриб, К скользкой шляпке лист прилип Воротник ажурный тонок Гриб такой зовут …(Маслёнок) Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями?
7. Бледная она стоит,
Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху. 8. Этот гриб в лесу растет
-Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют? -Потому что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво. -Но есть животные, которые им лечатся от болезней. -Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком. Мухомор красив на вид, Только очень ядовит. Он растет как украшенье, Не для праздничных столов.
Съел один - и стал здоров. Для людей же этот гриб, Очень, очень ядовит. – Так какие грибы мы отдадим старичку-Лесовичку для сушки? (Дети называют съедобные грибы) – Какие не отдадим? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.) Молодцы ребята! И наш Лесовичок вспомнил многое о грибах! Давайте добавим ещё два правила сбора грибов. Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки. 1. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса; 2. Не собирать незнакомые грибы.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Часть 1 Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.
Ну а сейчас, давайте зайдём в наш сказочный лес. Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес». Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени
В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 -3 грибочка на каждого ребёнка).
Часть 2 Дидактические задачи: 1) закреплять представление о том, какие грибы можно собирать и употреблять в пищу, а какие нет. 2) закреплять умение сравнивать и различать грибы по внешним признакам. 3) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Дидактическая игра «Съедобный грибок принеси в кузовок». Воспитатель предлагает детям в нашем сказочном лесу собрать для Лесовичка грибы. Осторожно их сорвать и положить в корзинку, проговаривая их названия. -Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы!
Звучит музыка «Голос леса», дети расходятся по лесу, ищут грибы. - Давайте посмотрим, все ли собрали только съедобные грибы? - А почему вы эти грибочки не положили в лукошко? - Молодцы!
Часть 3 Дидактические задачи: формировать умение образовывать прилагательные от глаголов. - Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу? - Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?
Упражнение «Какие грибы».
- если замариновать, они будут маринованные, - засушить- сушённые. - Умники! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!
6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя. - Кому вы сегодня помогли? Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь старичку-Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые). 11 октября 2016 в 15:11
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.