Алхасова Джансият Изамутдиновна, воспитатель МДОУ "Детский сад "Огонек"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ В ТЕХНОЛОГИИ «СИТУАЦИЯ».

 Ф.И.О. педагога: Алхасова Джансият Изамутдиновна

Дошкольная организация: МДОУ «Огонек»

Должность: воспитатель

Тема: «В лес за грибами». (Познавательное развитие, речевое развитие)

Возрастная группа:  средняя (4-5 лет)

Цель: уточнить представления об особенностях внешнего вида и местах произрастания грибов (боровик (белый гриб), подберёзовик, подосиновик, маслята, опята, лисички, мухомор, бледная поганка);

учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

закреплять знание строения грибов и правил их сбора.

Ход образовательной ситуации:

 

1.  Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Кто из вас был в лесу?

– Что можно делать в лесу?

– А вы хотите сейчас очутиться в лесу?

– Закройте глазки…

Звучит запись «Голоса леса». Воспитатель ставит несколько макетов деревьев. Дети открывают глаза.

– Вот и лес! Здравствуй лес, осенний лес, полный сказок и чудес. Ой, я слышу, чей-то плач? Посмотрите, на пенёчке сидит старичок-Лесовичок.

– Почему ты плачешь?

– Меня заколдовала злая Баба Яга, за то, что я добрый , забочусь о лесе, о его обитателях: животных, насекомых, деревьях, грибах, цветах, ягодах.  Наступила грибная пора, мне нужно запасти грибочки на зиму, а я совершенно забыл, какие грибы можно собирать, а какие нельзя!

 – Хотите помочь Лесовичку  вспомнить всё о грибах и заготовить на зиму съедобные грибы?

– Сможете?

 

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о правилах сбора грибов, строении  гриба.

Дети подходят к столу с карточками, на которых изображены картинки правильного и не правильного сбора грибов.

Воспитатель рассказывает, что сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – нужно уважать хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Далее предлагает выбрать карточки, на которых изображено, как правильно собирать грибы.

Нужные карточки прикрепляются на мольберт (фланелеграф и т.п.) и воспитатель, дополнительно, даёт объяснение к каждой, если ребёнок затрудняется в формулировке.

Пример объяснения:

1.  Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2.  Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;

3.  Не собирать грибы у проезжей части (дороги);

4.  Не срывать старые и очень маленькие грибы.

5.  Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.

Мы повторили правила сбора грибов и можем вместе с Лесовичком войти в лес.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками в воздухе перед собой.)
Мы идем грибы искать (Начинают загибать по одному пальчику от мизинца.)
Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел
Потому и потолстел.

Воспитатель приглашает детей подойти к своим столам и сложить грибочки для старичка-Лесовичка.

На столах, для каждого ребёнка, лежат 2 ножки и 2 шляпки. Например: ножки: белый гриб, подосиновик и шляпки от них. Грибочки у детей разные, попадаются и несъедобные грибы: мухомор, бледная поганка.

– Какие красивые грибочки у вас получились. А из каких частей состоит гриб?

 

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1)  создать мотивационную ситуацию для различия съедобных и несъедобных (ядовитых) грибов;

2)  формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

– Вы помните, что старичок-Лесовичок хочет насушить грибочков на зиму? А все ли из этих грибочков он может засушить? (Нет, только съедобные грибы.)

– Значит, какие грибочки мы ему отдадим для сушки?

Выслушиваются все ответы детей, среди которых могут быть противоречивые версии.

Смогли мы договориться и выбрать только съедобные грибы? (Нет.)

Почему не смогли? (Потому что не знаем точно, какие грибы – съедобные, а какие – несъедобные.)

 

4. «Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, отгадывать загадки про грибы, по их характерным признакам;

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

– Как это можно узнать? (Спросить у того, кто знает, прочитать в книге...)

– Ребята, вы помните, что мы попали не в обычный, а сказочный лес! Грибы в нём растут на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. А вырастают они не после дождя, а после правильно отгаданных загадок, которые написаны в этой волшебной книге, которая называется «Лесная грамота». Эта книга поможет нам не только узнать много нового о грибах, но и наполнить лес грибами для старичка-Лесовичка.

Воспитатель загадывает загадки. Заколдованный старичок-Лесовичок даёт неправильные ответы. Дети называют грибы по описанию, а воспитатель проговаривает, где растёт этот гриб, как он выглядит, съедобный он или нет.

Грибы после отгадки ставятся на пол среди макетов деревьев (можно предложить отгадавшим загадку детям, поставить грибок).

В процессе отгадывания загадок воспитатель хвалит детей.

1.  Лучший гриб для сушки:
Шляпа на макушке
Цветом буроватая,
А снизу – беловатая…
Ростом он – весьма велик,
Гриб мясистый –  …(Боровик, белый гриб)

Белый гриб растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог. Шляпка - мясистая, упругая. Низ шляпки, как губка - губчатый, у молодого гриба белого цвета, у зрелого- желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. на изломе белый, так он ничем не пахнет, но если засушить, пахнет орехами.

2.  Полюбуйтесь-ка друзья!

Под березой вырос я.

И всегда лишь под березой

Сможете найти меня. (Подберёзовик)

Подберёзовик - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

3.  В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом. (Подосиновик)

Подосиновик с красной шляпой, ножка высокая. Подберёзовик и подосиновик похожи. Серьёзное отличие в том, что подосиновик на изломе синеет, а подберёзовик нет.

 

4.  На пеньке сидят братишки
Все в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята
Называются … (опята)

Опята - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Где любят расти опята? Верно, на пеньках, особенно на берёзовых, сухих пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

5.  Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички
Золотистые … (лисички)

Лисички -  желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Растут семьями-кругами.

6.  Шляпа темная с полями,

Мох под ножкой кружевами.

Самый главный гриб лесной

Как на троне под сосной!

Шоколадно – бурый гриб,

К скользкой шляпке лист прилип

Воротник  ажурный  тонок

Гриб такой зовут …(Маслёнок)

Маслята, уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята - сосновые детки. Это значит, что расти они любят под какими деревьями?
Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?
Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.

7.  Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная.. . (Поганка)

Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Его нельзя даже брать в руки. Это очень опасно. На них может остаться яд. Шляпка в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная, тонкая, с кольцом на верху.

8. Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный(Мухомор)

-Это самый известный ядовитый гриб. А почему его так называют?

-Потому  что его мухи боятся, а если на него сядут, то падают замертво.

-Но есть животные, которые им лечатся от болезней.

-Правильно, это лоси. Они глотают гриб целиком.

Мухомор красив на вид,

Только очень ядовит.

Он растет как украшенье,

Не для праздничных столов.
Для лосей он угощенье,

Съел один - и стал здоров.

Для людей же этот гриб,

Очень, очень ядовит.

– Так какие грибы мы отдадим старичку-Лесовичку для сушки? (Дети называют съедобные грибы)

– Какие не отдадим? Почему? (Мухомор, бледную поганку, т.к. они ядовитые.)

Молодцы ребята! И наш Лесовичок вспомнил многое о грибах!

Давайте добавим ещё два правила сбора грибов.

Воспитатель добавляет на мольберт (фланелеграф) 2 карточки.

1.  Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

2.  Не собирать незнакомые грибы.

 

5. Включение нового знания в систему знаний.

 

Часть 1

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение.

 

Ну а сейчас, давайте зайдём в наш сказочный лес. Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес».

Мы идем в осенний лес. Дети идут высоко поднимая колени
А в лесу полно чудес! Останавливаются в лесу
Дождь вчера в лесу прошел – Встряхивают кистями
Это очень хорошо. Хлопают в ладоши
Будем мы грибы искать Приставляют ладонь ко лбу
И в корзинку собирать. Приседают, собирают грибы
Вот сидят маслята Показывают рукой на маслята
На пеньке – опята. Показывают рукой на опята
Ну, а ты, мухомор,  Грозят пальчиком в сторону мухомора.
Украшай осенний бор.

В процессе игры дети подходят к макетам деревьев и грибам, расставленным между ними. (съедобные грибы по 2 -3 грибочка на каждого ребёнка).

 

Часть 2

Дидактические задачи:

1) закреплять представление о том, какие грибы можно собирать и употреблять в пищу, а какие нет.

2) закреплять умение сравнивать и различать грибы по внешним признакам.

3) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».

Дидактическая игра «Съедобный грибок принеси в кузовок».

Воспитатель предлагает детям в нашем сказочном лесу собрать для Лесовичка грибы. Осторожно их сорвать и положить в корзинку, проговаривая их названия.

-Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы!

 

Звучит музыка «Голос леса», дети расходятся по лесу, ищут грибы.

- Давайте посмотрим, все ли собрали только съедобные грибы?

- А почему вы эти грибочки не положили в лукошко?

- Молодцы!

 

Часть 3

Дидактические задачи: формировать умение образовывать прилагательные от глаголов.

 - Ребята, а грибы после того как мы собрали можно ли есть сразу?

  - Правильно. Их нужно приготовить. Напомним старичку-Лесовичку как?

Упражнение «Какие грибы».

- Если грибы сварить, то они будут варёные,
- а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,
- если засолить, они будут солёные,

- если замариновать, они будут маринованные,

- засушить- сушённые.

- Умники! Теперь Лесовичок приготовит себе множество вкусных грибных блюд!

 

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Кому вы сегодня помогли?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь старичку-Лесовичку вспомнить, как называются разные грибы, как они выглядят, где растут и запасти на зиму много вкусных, съедобных грибочков, потому что узнали, какие грибы съедобные, а какие несъедобные (ядовитые).

11 октября 2016 в 15:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.